Оглавление:

Государство и муниципальные образования как субъект гражданского права


Однако в гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами. Государство выступает в гражданских правоотношениях через свои органы: Федеральное Собрание, Президент РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства и т.д.). Государство выступает как в вещных, так и обязательственных правоотношениях.

Шпоры к зачету по Возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина



Ответственность за вред причиненный государственным органом органом местного самоуправления шпаргалка


Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом. В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

ГК РФ Статья 1069



Лекция № 14


Рядовой гражданин тоже совершает нехорошие поступки, затрагивающие сферу государственного или муниципального управления (грубит милиционеру, который делает ему справедливое замечание, бросает бытовые отходы во дворе и т. д.). Такие поступки влекут за собой отрицательную оценку поведения служащего или гражданина со стороны населения, – форма моральной ответственности. Правонарушение включает в себя действие или бездействие, обязательное наступление вредных последствий и в большинстве случаев вину субъекта, причинившего вред (умышленную вину или по неосторожности в форме небрежности или легкомыслия).

Ответственность за вред причиненный государственным органом органом местного самоуправления шпаргалка


1 ст. 1070 ГК. 1. Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, наступает в соответствии с п.

1 ст. 1070, ст. 1100 ГК. Противоправность поведения должностных лиц состоит в совершении следующих действий: незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. В юридической литературе предлагалось дополнить указанный перечень такими действиями, как незаконное задержание, незаконный привод обвиняемого, незаконное производство выемки, обыска или наложения ареста на имущество и др.

Возмещение вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами


подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ). Ответственность за вред. причиненный публичной властью, предусмотрена не только гражданским законодательством, но и Конституцией Российской Федерации (ст. 53). Особенности данного вида обязательств обусловлены особыми субъектами ответственности — ими являются органы публичной власти или обладающие властными полномочиями их должностные лица. Органы государственной власти формируются на уровне Российской Федерации и субъектов РФ в порядке, установленном Конституцией, конституциями и уставами субъектов РФ.

Ответственность за вред, причиненный органами государственной власти


Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В качестве потерпевших могут выступать любые лица: как физические, так и юридические. В качестве причинителей вреда выступают: — государственные органы; — органы местного самоуправления; — должностные лица этих органов. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст.

Ответственность за вред причиненный государственным органом органом местного самоуправления шпаргалка


Согласно ст.

124 ГК органы местного самоуправления выступают на равных началах с другими участниками гражданского оборота. Следовательно, как правило, данный вид ответственности наступает за неисполнение обязательств или причинение вреда. Кроме того, принятие незаконных решений или выполнение незаконных действий также может являться основанием для наступления данной ответственности. Указанные факты подтверждаются в судебном порядке, а процедура возмещения ущерба устанавливается гражданским законодательством. Также органы местного самоуправления могут нести ответственность и за бездействие, например, в том случае, когда они не обеспечили исполнение каких-либо действий в соответствии с определенными санитарными нормами, в результате чего физическому лицу был причинен ущерб. Что касается ответственности должностных лиц местного самоуправления, то за их действия (бездействие) в соответствии со ст.

Ответственность за причиненный вред


Под незаконными действиями следует понимать деяния, противоречащие не только законам, но и иным нормативно-правовым актам. Право на возмещение причиненного вреда в гражданском праве понимается лишь как право потерпевшего лица или иных управомоченных лиц требовать его возмещения от самого причинителя вреда или иных лиц, на которых такая обязанность возложена законом. По мнению современных отечественных цивилистов, господствующей, но не единственной является позиция, согласно которой обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, является не чем иным, как разновидностью гражданско-правовой ответственности. С учетом установленных гражданским законодательством особенностей деликтной ответственности за вред, причиненный различными актами власти, они подразделяются на две большие группы: 1) акты, которые принимаются в сфере административного управления (акты управления) и регулируются требованиями ст.

Ответственность за вред причиненный органами государственной власти органами местного самоуправления


Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А.

Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева, рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ОАО «Большевик» требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», установил: 1.